В ПОИСКАХ АРХИТЕКТУРНОГО КОДА

…Спешу на открытие выставки в городской дом культуры, перепрыгивая лужи и огибая кучи листвы: вчера был дождь с ураганным ветром. Но перед гостями из Москвы, Краснодара, Ростова-на-Дону, Кореновска все же неудобно: город, как и человека, встречают по одежке…
Наш Усть-Лабинск, откровенно говоря, не комильфо: этот джентльмен словно одевался в темноте по принципу «что под руку попалось». Обшарпанные дореволюционные особнячки соседствуют с серыми «хрущобами» и красивенькими разномастными постройками. К тому же, город еще и местами небритый-нечесаный, даже в центре на клумбах трава уже колосится. Как среди всего этого отыскать «архитектурный код»?
Усть-Лабинск всегда был уютным, чистеньким провинциальным городком. И жители нашей сельскохозяйственной территории всегда воспринимали усть-лабинцев – горожанами. Сейчас стоит лишь поехать в центр любого соседнего района, будь то станица Динская или город Кореновск.., как с горечью понимаешь: сравнение – не в нашу пользу.
Между тем, ничего нового изобретать не нужно. Обсуждая облик современного Усть-Лабинска во время «круглого стола», архитекторы сошлись на простом и действенном «рецепте городской эволюции»: соблюдение генерального плана застройки территории плюс активное озеленение улиц. И чистота!
Только в текущем году в Усть-Лабинском районе введено 18 768 квадратных метров жилья, - говорил в своем докладе главный архитектор района А.В. Семененко. - В прошлом году введены в эксплуатацию такие значимые объекты, как многоквартирный дом по улице Октябрьской и Свято-Владимирский храм в хуторе Октябрьском – точная копия уникального по архитектуре храма Покрова на Нерли. Его недавно освятили. В настоящее время в районе ведется строительство пяти многоквартирных жилых домов и четырех магазинов, мини-ТЭЦ. Введены в эксплуатацию 24 объекта капитального строительства различного профиля.
А в планах, сообщает Александр Васильевич, еще больше новых сооружений: индустриальный парк, выставочный зал, отель, современные жилищные комплексы. Но главной и отправной точкой новой архитектуры Усть-Лабинска станет появление лицея на 475 учащихся по улице Ободовского с обустройством прилегающей территории.
-Общая площадь предстоящей стройки – 21 тысяча квадратных метров, - рассказывает Александр Семененко, начальник управления архитектуры и градостроительства Усть-Лабинского района. – Строительство лицея планируется начать уже в этом году. Согласно проекту, это будет масштабное здание в стиле английского неоклассицизма с бассейном и кампузом (общежитием для приезжих). Ожидается, что для города это здание определит архитектурный код, станет символом перемен к лучшему.
К истокам
…И можно было бы в очередной раз свести все к «отчету о мероприятии», подбить информацию цифрами и завершить мажорным перечислением «перспектив», которые открываются в «ближайшем будущем». Можно, если бы мы не жили в добром старом Усть-Лабинске, не ходили по его улицам, все еще ждущим благоустройства и озеленения. А не слишком ли долго мы ждем? И разве архитектурный геном можно насадить и привить уже живущему пульсирующему организму? Любой генетик подтвердит: искусственные гены существуют пока только в клонах.
Об «архитектурном коде» (его еще называют «генокод» или «дизайн-код») у нас на Кубани заговорили со времени сочинской олимпийской стройки. Говоря простыми словами, это четкие правила, которые формируют современную городскую среду, которая может гармонично развиваться только с учетом исторического наследия. Если опять сравнивать город с живым организмом, - крона не может жить без корней.
Сочи-сити задал хороший тон другим кубанским городам, в первую очередь, Краснодару. Губернатор Вениамин Кондратьев потребовал привести облик столицы к единообразию. Всего за год город стряхнул с себя мишуру разномастных рекламных вывесок, избавился от уродливых наростов ларьков на обочинах… Обсуждения генплана краевой столицы не утихают и сейчас.
А что же у нас? Посмотрите на эти фотографии.
Улица Ленина, артерия, исторический центр города. Сохранившиеся здания дореволюционной постройки: железнодорожный вокзал, бывший дом купца Орлова (частная собственность), особняк атамана Безродного (районный музей), типография Ивана Грошева (редакция газеты «Сельская Новь»). Советское наследие представляют аптека 50-х годов, знаковый для города ЗАГС, два магазинчика-близнеца у горпарка... Из ансамбля выбивается разве что «домик папы Карло»: строение напротив музея, задрапированное материей с нарисованными окошками.
-Это дом купца Чмерева. Видите, над чугунным крылечком лепной знак штурвала? Это значит, что купец вел заморскую торговлю, - рассказывает журналист Татьяна Дмитренко, дотрагиваясь до имитации старинной стены. По иронии судьбы, хозяин «холщового дома» когда-то разводил пиявок и устриц.., совсем как один из героев сказки о Буратино. - Здесь же жила известная усть-лабинцам семья Пинкензонов, расстрелянных фашистами.
В фотоархиве Татьяны Ивановны уникальные снимки домов, которых уже нет, элементов художественной лепнины, уникальных чугунных ворот и крылечек ручной работы, которые еще сохранились кое-где по городу. Все это и есть те «гены», которые определяют самобытность нашего города. Они здесь, рядом! В зажатом бесформенными громадами стен домике из клейменого дореволюционным знаком кирпича по улице Красной. За вывесками «Пьяного хутора», как называют местные территорию напротив центрального рынка… Но, пожалуй, самый наглядный символ того, насколько мы равнодушны к эстетике городской среды, вы увидите на углу улиц Ободовского и Революционной.
Этот бывший купеческий дом Брицкого был в прямом смысле «солью земли» усть-лабинской: здесь торговали солью. Что мы видим сейчас? Полздания выкрашено доминирующим грязно-зеленым, другая половина растворилась в безликом оттенке серого. Слой штукатурки напрочь лишил возможности любоваться фигурной кирпичной кладкой. И это еще дореволюционным, но еще крепким «старичкам» повезло: сколько зданий по городу разрушены или доживают свой век в виде развалин…
Понятное дело, большинство из названных строений – это частная собственность. Архитекторы только руками разводят: законодательство не дает права диктовать частникам архитектурные и цветовые решения - можно только рекомендовать. Но видно, не сильно прислушивается к рекомендациям наш народ. Кстати, себе же во вред! Застройщик не обязан представлять проект строительства, достаточно в архитектуру схему земельного участка принести, и ваяй. А потом идет ремонт улицы, тротуар становится выше, новенькое строение оказывается «в яме» со всеми вытекающими. Отсюда куча ежегодных жалоб в управление архитектуры.
Визуальный шум
Мы смотрим на европейские города и думаем и вздыхаем: какие симпатичные, не то что наша безвкусица. А дело совсем в другом: в Европе веками действуют очень жесткие ограничения  на дизайн. Человек, покупая дом в том или ином районе, наперед знает, какого цвета у него будет балкон или ставни. Такие же четкие правила действуют в отношении рекламных вывесок.
Кажется, в Усть-Лабинске о таком и не слыхивали. Ильф и Петров в культовом романе «Двенадцать стульев» иронизировали, что, мол, судя по вывескам, жители города N, «рождались, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». В нашем городе рекламные навигаторы дают прохожим раз в дцать большее поле для деятельности: от потребления киевских котлет и поклейки обоев до полета в мечту Бендера – Рио. И все это - в пределах одного квадратного метра и в цветах всего спектра.
Вот взять торговое здание на улице Ободовского: вывески, витрины, рекламки, указатели перебивают друг друга, рождая хаос. Есть шум звуковой, когда машины гудят под окнами или сосед орет в два часа ночи. А есть визуальный: это хаотическое расположение элементов, их несвязанность по цвету, форме, стилю. На Ободовского визуальный шум такой сильный, что находиться здесь некомфортно. Впоследствии, кстати, планируется сделать эту улицу пешеходной – с зонами отдыха, элементами молодежной среды и, надо надеяться, без агрессивных вывесок.
-С прошлого года мы ведем работу по демонтажу незаконной рекламы и вывесок, которые не соответствуют закону «О рекламе», - говорит Александр Семененко. – В 2015 году демонтировали 100 рекламных конструкций, в этом году уже более 200.
Глава Усть-Лабинского района Сергей Батурин поручил в ближайшие пару лет полностью освободить центральные улицы от несанкционированной рекламы. Это лишь вершина айсберга: под вывесками скрываются фасады, которые не соответствуют минимальным эстетическим требованиям. Чтобы побудить владельцев это исправить, необходима четкая концепция по преобразованию города. По словам главного архитектора, для этого необходимо провести фотофиксацию и замеры зданий и сооружений, разработать альбомы разверток улиц и вручить владельцам паспорта фасадов. Требования по колористике, кстати, давно прописаны в правилах благоустройства и санитарного состояния, а над развертками работает архитектурно-художественный совет.
Что ж, надежда на обретение Усть-Лабинском архитектурного кода и приличного облика есть? Хотелось бы думать. И пусть это случится раньше, чем бесценные исторические здания развалятся, а остаток кованых элементов сдадут в металлолом.
Альбина Токарева

Врез
Владимир Малюк, председатель правления Краснодарской региональной организации Союза архитекторов России, заслуженный архитектор Кубани:
-Стихийная застройка – это проблема многих наших городов. И этим Усть-Лабинск не отличается от кубанских городов ни в худшую, ни, увы, в лучшую. Если говорить о «рецептах», то Усть-Лабинску ничего нового изобретать не нужно. Есть генеральный план, есть правила землепользования и застройки. Их просто нужно строго соблюдать.
Но уже сейчас каждый из жителей может внести свой вклад в обретением Усть-Лабинском особого архитектурного облика. Архитектура это ведь не только здания, но и малые формы – цветники, клумбы, деревья могут украшать не только центральные улицы, но и окраины. Для этого нужны руки и желание.
Кстати
«Дни архитектуры» в Усть-Лабинске проходили с 24 по 31 июля при поддержке департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края, регионального объединения проектировщиков Кубани и администрации Усть-Лабинского района.