СКВАЖИНА НЕ СКВОЗИТ, КРЕМАТОР НЕ ГОРИТ…

Злополучную скважину в 301 квартале (Поле Чудес) в минувший вторник все-таки открыли. Торжественно. О чем в тот же день с гордостью сообщили пресс-службы района и города, а центральные СМИ новость дружно  подхватили.

По данным пресс-служб, на торжественном мероприятии, посвященном важному для районного центра событию, присутствовал министр топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Александр Волошин, депутаты Краснодарской городской Думы Дмитрий Оберемченко и Галина Барабанщикова, заместители главы Усть-Лабинского района Сергей Смирнов и Анатолий Абрамов, глава Усть-Лабинского городского поселения Сергей Выскубов, представители депутатского корпуса Усть-Лабинского городского поселения.

-Мне очень приятно находиться сегодня в Усть-Лабинском районе по такому поводу, как открытие построенного водозабора, - обратился к присутствующим Волошин. – Надеюсь, этот объект позволит наладить устойчивое и качественное водоснабжение в городе.

Получается, что министр ЖКХ либо пребывает в счастливом неведении о проблемах со скважиной, либо…. Ну, вы поняли.

Официальные сайты администраций пишут, что «Строительство скважины было начато в январе 2017 года. Край выделил на скважину более 15,5 миллионов рублей краевого бюджета и двух миллионов – из местного бюджета». 

«Первый этап в большом строительстве завершен, но нам предстоит еще много работы, - приводит пресс-служба слова заместителя главы Усть-Лабинского района Анатолий Абрамов. - Хочу заверить всех, что все необходимые процедуры, по введению водозабора в эксплуатацию - передача недропользователю, лицензирование и приведение в соотвествие со всеми требованиями – будут проведены в срок компетентными специалистами».

Стоит отметить, что ключевое слово здесь «будет». На самом же деле, если кто не в курсе, должно было быть совсем наоборот – вечером деньги – утром стулья, то есть сначала сбор документов, затем уже строительство. А ну как пробы воды или другие показатели покажу, что там строить было нельзя? Ухнули тогда краевые денежки. А город в настоящее время изыскивает еще 15 миллионов на доработку. Нехилая башенка получается, прямо как нефтяная!

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ В КУРСЕ

Проект водозабора – это проект в составе технической документации предприятия. Он разрабатывается для объектов, осуществляющих эксплуатацию артезианских скважин как хозяйственно-питьевого, так и производственного водоснабжения.

Сроки разработки (при условии наличия необходимой исходной документации) могут составлять в среднем 3-4

При отсутствии разработанного и утвержденного документа эксплуатация артезианской скважины является незаконной, следствием чего может стать получение значительного штрафа со стороны контролирующих организаций.

Разработке рассматриваемого документа предшествуют такие этапы, как:

оценка запасов вод, содержащихся в скважине; получение лицензии на пользование недрами; разработка, экспертиза и согласование проекта ЗСО.

Проект, регламентирующий законное изъятие воды из скважин - довольно серьезный вид документации, для составления которого необходимо наличие определенных знаний и опыта. Поэтому, для его формирования и согласования, стоит обратиться в специализированную организацию, которая, к тому же, должна иметь лицензию на осуществление работ в области недропользования.

Основными целями формирования данного документа являются:

соблюдение надлежащего качества подземных вод, защита водоносных горизонтов, контроль соответствия наличия в скважине достаточных для предполагаемых объемов использования вод, контроль и защита состояния окружающей среды.

Содержание рассматриваемого документа включает следующую информацию:

гидрогеологическая характеристика месторождения и сведения о степени его изученности; анализ системы узла водозабора и характеристика режима его использования; данные о соответствии условий лицензирования на водопользование реальным условиям эксплуатации месторождения; сведения о соответствии состава используемых вод санитарно-гигиеническим нормативам; сведения о соответствии ранее установленных зон санитарной охраны требованиям санитарно-эпидемиологическим норм; перечень мероприятий, направленных на обеспечение промбезопасности при добыче вод, а также эксплуатации и обслуживании водоскважины; информация о мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды и снижении  негативного воздействия на нее при использовании водозаборного узла; сведения из программы производственного контроля, позволяющие осуществлять мониторинг подземных вод.

Для составления проекта недропользователю необходимо подготовить исходный пакет документов, который может разниться в зависимости от области деятельности объекта, эксплуатирующего водозаборный узел (ВЗУ).

В целом в состав требуемой для разработки документации войдут:

протокол, содержащий сведения об утвержденном запасе подземных вод, выданный предприятию Роснедрами после защиты соответствующего отчета; ранее выданная и действующая лицензия, подтверждающая права организации-заказчика на использование недр (в данном случае на добычу подземных вод); санитарно-эпидемиологические заключения о зонах санитарной охраны и качестве добываемых вод; сведения о режимных наблюдениях за такими факторами, как химический состав или уровень подземных вод; графические материалы, включающие план размещения ВЗУ.

Также при необходимости разработчиками могут быть запрошены и дополнительные документы, касающиеся эксплуатации скважины.

Этапы разработки документа, дающего право на законное осуществление изъятия воды из скважин, формируются исходя из сведений, которые необходимо отобразить в составе проектных документов. Среди основных этапов написания проекта можно выделить:

сбор и анализ сведений о районе расположения изучаемой водоскважины; описание гидрогеологических условий рассматриваемого участка, а также его геологического строения; анализ текущего состояния ВЗУ, а также режима его использования; составление сведений о возможной переоценке объема подземных вод; получение заключения санитарно-гигиенических служб о соответствии качества добываемой воды и зон санитарной охраны установленным законодательством нормативам; разработка мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности; оценка степени воздействия процесса добычи воды на состояние экологии; разработка мероприятий по мониторингу состояния поземных вод.

Приведенный перечень этапов составления проекта позволяет сделать выводы о том, что его разработка сопровождается глубоким анализом всей документации предприятия-заказчика, касающейся изучаемого участка недр, что могут осуществить только высококвалифицированные специалисты, ранее уже имеющие опыт в подготовке подобного рода техдокументации.

Техническая документация, разрабатываемая для соблюдения условий эксплуатации водозаборных скважин, подлежит обязательному согласованию в комиссиях. Их деятельность регулируется органами Роснедр, территориально расположенных по месту нахождения рассматриваемого водозаборного участка. В составе комиссий необходимо присутствие представителей контролирующих организаций, осуществляющих контроль за недропользованием, природопользованием, охраной окружающей среды, а также технологический и атомный надзор.

Основанная задача – определить соответствие представленных заказчиком данных о скважине, ее состоянию и качеству воды в ней требованиям действующего законодательства, в результате чего предприятие получает либо положительное решение по проекту, либо мотивированный отказ в его согласовании. Сроки рассмотрения представленных проектов составляют, как правило, не менее 30 дней с момента передачи их в контролирующие организации.

Кроме того, не стоит забывать о том, что срок действия проекта определяется сроком действия лицензии на водопользование и не зависит от времени получения документа о положительном решении при его согласовании.

За отсутствие при эксплуатации водоскважины разработанного и согласованного проекта водозабора (что является условием нарушения представленной предприятию лицензии на водопользование) «Кодексом об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность, налагаемая согласно статье 7.3.  При этом размер штрафа для юридических лиц может составить от 300 до 500 тысяч рублей, что в разы превышает стоимость разработки самого проекта. Должностные лица при выявлении данного нарушения могут быть оштрафованы на сумму в размере от 20 до 40 тысяч рублей.

Также не стоит забывать, что в настоящее время опубликован законопроект с новой редакцией КоАП, согласно которому планируется ужесточить меры наказания при несоблюдении условий лицензирования, например, использование не по назначению зон санитарной охраны вод, характеристика которых также приводится в составе техдокументации на объект водопользования.

«МЕРТВЫЙ» КРЕМАТОР

Говоря о злополучной скважине, мы вдруг вспомнили еще про один объект. Так сказать, информация к размышлению и телодвижениям со стороны контролирующих органов. Еще в 2013 году за счет средств краевого бюджета был построен крематор - минизавод для сжигания биологических отходов (например, падшего от вируса АЧС поголовья свиней). Крематор был построен на краевые деньги, но он не функционирует. На самом деле это небольшой участок земли в районе станицы Воронежской, обнесенный металлическим заборчиком, будка и замок на воротах. По слухам, тогда проводилась проверка контрольно-счетной палаты Минсельхоза, которая каким-то образом дала заключение, что нарушений не выявлено, а там, по слухам, серьезные недоработки были. Впрочем, тут и доказательств никаких не надо -действующего крематора в районе нет, и где тогда жгут больных свиней, непонятно. В 2016 году в прокуратуру по указанию тогдашнего руководства района направлялось письмо с просьбой принять меры прокурорского реагирования для выяснения ситуации, но воз и ныне там. Можно предположить, что отвечать за объект должен был руководитель сельского хозяйства района, но… по сей день руководитель в своем кресле есть, а крематора нет. Чем не повод для правоохранительных органов провести проверку? Ну и документы по скважине заодно потрясти.

Инна ГРИГОРЬЕВА